Выставка работ Евгения Антипова «Ескейпизм XXI»
RU EN

Выставка работ Евгения Антипова «Ескейпизм XXI»

Выставка «Ескейпизм XXI» объединила живописные работы известного петербургского художника Евгения Антипова, созданные им под эгидой международного социально-культурного проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир».
Экспозиция картин, представленных на выставке, была уникальна: большинство картин созданы художником в течении семи лет на пленэрах во многих европейских странах и разных регионах России.
Необычно и название и самой выставки «Ескейпизм XXI». Если цифру XXI пояснять не надо, то термин «эскейпизм» буквально означает уход от действительности в мир иллюзий и фантазий. «В общем-то искусство всегда было, за исключением остро социальных и публицистических произведений, бегством от реальности. Я декларирую этот традиционный принцип, и спектр «звучания» моих картин включает диапазон от романтического до мистического. Тем более, что мистическое звучание для отечественной живописи — вообще явление редкое», - рассказал художник.
Представленная в Мраморном зале выставка показала одно из уникальных направлений в развитии пленэрной пейзажной живописи России. Живописная технология Евгения Антипова восходит к старой, в чем-то романтической традиции и совсем не свойственной для современной пленэрной живописи, когда картина создается поэтапно, в несколько слоев и с использованием лессировок. В некотором смысле выставка «Ескейпизм XXI» это скрытый эстетический протест и даже вызов — культурному сообществу, ищущему в живописи радикальной новизны.

ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ АНТИПОВ


Евгений Игоревич Антипов родился 12 апреля 1958 года в Ленинграде в семье
потомственных строителей: его родители заканчивали Ленинградский инженерно-строительный институт (ныне Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет), дед был выпускником Ленинградского строительно-архитектурного техникума, а далекий пра-прадед участвовал в работах по созданию и благоустройству Летнего сада.
Все более и более увлекаясь рисованием, первые уроки в развитии навыков Евгений
получает от матери – Людмила Даниловна, яркий, разносторонне одаренный человек, объясняла основы изображения и показывала Евгению приемы работы с различным художественным материалом. Поскольку детские годы Евгения Антипова прошли в историческом центре Ленинграда – адрес его тогдашнего проживания делил расстояние между Эрмитажем и Русским музеем как раз поровну, – то регулярно вместе с дедом Евгений проводил выходные дни в музеях, что оказало несомненное влияние на его эстетические воззрения и в будущем.
Когда стало очевидным, что увлеченность изобразительным искусством имеет у Евгения Антипова устойчивый характер, Евгений решает сдавать экзамены в художественную школу – опять же, благодаря педагогически выверенной стратегии Людмилы Даниловны.
Преподавательский состав Ленинградской детской художественной школы № 4 отнесся к новому ученику с повышенным вниманием – по мнению преподавателей, уровень подготовленности Антипова был достаточным для поступления сразу во второй класс, а уже через год Ленинградское телевидение выступает с предложением съемки документального фильма о юном художнике. Несмотря на благосклонное единодушие преподавателей, уже тогда начинающий 14-летний художник сталкивается с тем, что еще сложно назвать эстетическим антагонизмом, но коллизией эстетического характера назвать вполне можно: опираясь на багаж впечатлений от музеев с традиционной, «классической» живописью, по ходу учебного процесса Евгений все отчетливее осознает в себе неприятие педагогических установок – когда вместо четкого изображения с эффектом иллюзии и визуальной достоверности поощряется манерная, с потеками акварельная живопись. Выполняя учебные задания в нужном ключе и получая пятерки, Евгений Антипов не чувствует удовлетворения: задания выполняются легко и быстро, привычные пятерки на мотивацию уже никак не влияют, а некие несформулированные задачи остаются нерешенными и уходят в глубину подсознания. Обстоятельства подобного рода можно было бы и не упоминать, если бы эти особенности подростковой ментальности не кристаллизовались в дальнейшем в идейную позицию художника и не проявились бы в творчестве Евгения Антипова, придав ему характерные, даже специфические признаки стиля.
Относясь к коллизиям юношеской поры уважительно, можно было бы назвать тот скрытый подростковый протест потребностью в сопротивлении материала. А для художника зрелого это весьма существенный аспект творчества.
Как некая альтернатива учебным заданиям возникает внеклассная, а на определенном
этапе развития художника просто необходимая, фаза – увлеченность копированием шедевров
живописи, которая в большой степени приносит будущему художнику и моральное удовлетворение, и профессиональный навык. И хотя в художественной школе копирование не
практиковалось, преподаватели в факультативном порядке поощряли эту увлеченность, давая
консультации, рекомендации, советы. В тот период юный художник делает большое количество копий, список копируемых авторов насчитывает более трех десятков имен – от мастеров эпохи Возрождения до мастеров российского классицизма.
По окончании 10-летней школы Евгений Антипов решительно намеревался поступать в Академию художеств на факультет живописи. Однако Людмила Даниловна, сама имевшая два высших образования, убеждает сына в том, что архитектура – более фундаментальная дисциплина, к тому же увлечению живописи абсолютно не противоречащая. Следуя родительским доводам, Евгений поступает на архитектурный факультет ЛИСИ. И будет благодарен судьбе за этот выбор, поскольку на кафедре живописи и рисунка тогда преподавали Николай Пятахин, Игорь Нахимов и Анатолий Булдаков – молодые инициативные выпускники Академии с основательно разработанной методологией рисунка, полностью базирующейся на аналитике, где основной упор делается на конструкцию и пластическую организацию работы.
Собственно, такая логика изображения некогда была присуща всей западноевропейской живописи, но со второй половины XIX века она начинает исчезать под натиском новых веяний и всевозможных «измов». Реанимация метода пластической организации – в наибольшей степени заслуга теоретических изысканий Николая Пятахина, профессора кафедры рисунка СПбГАСУ и идейного лидера творческого сообщества, возникшего на базе кафедры, и получившего в 1992 году название «Основа». В том же году «Основа» выставилась тридцатью работами в Мраморном дворце Русского музея. Кроме единомышленников, глубоких знаний и творческих принципов от студенческой поры у Евгения остались и незабываемые впечатления от занятий в Эрмитаже: рисовать в Эрмитаже, в этой сокровищнице искусства, было подростковой мечтой Евгения Антипова.
По окончании института Евгений вступает в Ленинградское отделение союза художников СССР, причем вступает неожиданным для себя образом: при единодушном голосовании «за». Подобные прецеденты в советскую эпоху были крайне редки, и особенно неожиданна такая реакция на художника с дипломом архитектора – в этих случаях степень предвзятости была чрезвычайно высока.
В дальнейшем творчество Антипова привлекает внимание изданий, специализирующихся на искусстве, и в 1994 году выходит антология «Три века русской живописи», куда, наряду с работами классиков прошлого, входят работы Антипова. Причем творчество Антипова привлекает внимание не только издательств: через год после выхода альбома у Евгения Антипова было похищено 17 картин, среди которых были и опубликованные. В 2003 году альбом «Три века русской живописи» был переиздан уже с другими работами Антипова, и в том же году выходит альбом «Петербургский портрет», куда были включены портреты Татьяны Казанкиной, мировой легенды и трехкратной Олимпийской чемпионки в беге, Дмитрия Васильева, двукратного Олимпийского чемпиона, президента спортивной федерации биатлона Петербурга, Тамары Николаевны Москвиной, заслуженного тренера СССР и России, Александра Фокиевича Парфенова, президента Научно-технического общества водного транспорта Северо-Западного региона.
Вообще список портретируемых выдающихся петербуржцев у Антипова достаточно
интересен и разнообразен: писатель Андрей Битов, поэт Виктор Соснора, заслуженная артистка СССР, балерина Галина Мезенцева, заслуженный артист РФ, оперный певец Петр Мигунов, заслуженный юрист РФ, вице-губернатор Ленинградской области Анатолий Александрович Смирнов, академик Владимир Иванович Фоменко, доктор физико-математических наук Леонид Александрович Майборода, лауреат государственной премии в области космоса.
С 1996 года Евгений Игоревич Антипов – член Петровской Академии наук и искусств, с 1998 года – член-корреспондент, с 2000 года – академик.
Первая персональная выставка Антипова проходила в Николаевском дворце в 1988 году, вторая, в 1998 году – в центре ЮНЕСКО (особняк барона Кельха), третья, в 2008 году, в музее-усадьбе Г. Р. Державина.
Посетители этих выставок неизменно отмечали, что современная живопись, как правило конфликтующая с архитектурными стилями прошлого, в ситуации со своеобразной эстетикой Антипова оказывалась удивительно органична для неоренессанса, классицизма, готики, барокко.
Данное обстоятельство можно трактовать и как модус творчества Евгения Антипова.
В 2000 году, после выхода в свет его книги «Век авангарда – подытожим», Евгения
приглашают на кафедру западноевропейского и русского искусства исторического факультета
СПбГУ, где он читает лекции до 2003 года, после чего его приглашают на кафедру живописи и рисунка своего родного ВУЗа – СПбГАСУ, где он преподает рисунок до 2012 года.
Творчество художника было замечено петербургским меценатом Вячеславом Заренковым, и с 2012 года Евгений был включен в проект «Мир глазами художников». Проект предполагает поездки по странам мира, где художники пишут пейзажи и достопримечательности этих стран.
Картины Евгения Антипова хранятся в частных собраниях Испании, США, Финляндии, Сербии, России. Возможно, еще в каких-то странах, поскольку из похищенных 17 картин ни одна не найдена.
Евгений Антипов награжден общественными организациями целым рядом орденов и
медалей, включен в энциклопедию знаменитых людей Петербурга и в международный справочник «Кто есть кто в России».

Возврат к списку

Новости

24.04.2024
Семья – залог мира
Совсем скоро в парке 300-летия Санкт-Петербурга состоится от...
20.04.2024
Пленэр без границ
В Международном центре реставрации в селе Рождествено Ленинградской...
19.04.2024
Проект "Жемчужины малых городов России" – стартовал
Первое творческое путешествие уже состоялось. Талантливые мо...

«Сейчас, когда многие в мире возводят стены, разъединяющие страны, мы строим мосты, соединяющие культуры»

ВЯЧЕСЛАВ АДАМОВИЧ ЗАРЕНКОВ

Основатель фонда «Созидающий мир»