ШВЕЙЦАРИЯ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ


В июне – июле 2014 года художники проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир» посетили Швейцарию.


Путешествуя две недели по двадцати шести кантонам свободно говорящей на четырех языках Швейцарии, живописцы из Северной столицы создали более ста живописных холстов.

Знаменитую природу Швейцарии, ее горы, долины, леса, луга, озера, неописуемой красоты водопады, старинные города и утопающие в цветах деревеньки запечатлели на своих полотнах петербургские живописцы Евгений Антипов, Павел Антипов, Александр и Антонина Володченко, Анжелика Гришина, Дмитрий Егупов, Юлия и Анастасия Заренковы, Ольга Красноперова, Анна Маркарян, Алексей Пашин, Владимир и Мария Перхун.



Пленэр завершился выставкой картин «Швейцария глазами русских художников», торжественное открытие которой состоялось 1 июля 2014 года в Берне.

Творческая экспедиция художников из России в Швейцарию, проведение которой состоялось в год 200-летия установления российско-швейцарских дипломатических отношений, стала ярким событием в культурной жизни обеих стран.


Своими впечатлениями об этой стране по нашей просьбе поделился автор проекта «Созидающий мир», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный строитель России Вячеслав Адамович Заренков.


− Вячеслав Адамович, как нам известно, это шестая страна, которую посещают художники в рамках проекта «Созидающий мир». Почему именно Швейцария?

− Да, действительно, до поездки в Швейцарию мы побывали в пяти странах, и так получилось, что в этих странах еще дают о себе знать последствия конфликтных ситуаций: Кипр – в результате противоречий территория острова разделена на турецкую и греческую части, Сербия − последствия развала Югославии, Чехия − разделение бывшей Чехословакии на две страны, массовые протестные демонстрации в Греции и Болгарии. Нам хотелось посетить страну, в которой уже долгое время мирно уживается разноязычное население и все решения принимаются действительно демократическим путем. Швейцария – именно такая страна.


− Скажите, пожалуйста, что в этой стране больше всего привлекло Ваше внимание?

− Так как личность любого человека формируется с детства, хочу обратить ваше внимание на организацию образования в этой стране.

Система образования в Швейцарии поражает своей простотой и логичностью. Все дети в семь лет начинают учиться в общеобразовательной школе. К моменту окончания шестого класса каждый ученик должен самостоятельно показать свои способности и трудолюбие. При этом ни родители, ни учителя не должны принуждать детей к учебе. Дополнительные занятия с частными репетиторами запрещены – все школьники должны быть в равных условиях.

После шестого класса на основе полученных результатов представители общины (!) оценивают потенциал каждого ученика и распределяют всех на три группы. Первая − высшая, в ней продолжают учиться трудолюбивые дети с большими интеллектуальными способностями. Для них существует специальная, более сложная программа, дающая возможность поступить в университет. Обучение производится высококлассными учителями.

Вторая группа − для детей со средними способностями. Здесь программа обучения более легкая, дает возможность поступить в колледж. Большинство представителей этой группы – будущие офисные служащие среднего звена.

Обучение в третьей группе ведется по упрощенной программе. После окончания выпускники смогут работать в сфере бытовых услуг. Занятия для этой аудитории проводят в основном начинающие учителя и практиканты.

В таком разделении, безусловно, есть логика. Во-первых, в каждой группе обучаются ребята с равными способностями. Никто не тянет другого назад. У всех равные условия получения знаний. Во-вторых, зачем тратить драгоценное время высококлассных учителей для преподавания посредственным школьникам и мучить неспособных учеников, преподавая им то, что они не могут усвоить?!

И, в-третьих, не все должны быть с высшим образованием. Кому-то надо быть и рабочим. При этом зарплата обычного сантехника в Швейцарии может быть выше зарплаты дипломированного инженера.

Однако шанс дается каждому. Если после седьмого класса ученик второй или третьей группы проявит максимум усилий и изъявит желание перейти в более высокую группу, он имеет такую возможность. Он обращается в общину, представители которой рассматривают все старания и оценки ученика и принимают решение. Но перевод возможен только в седьмой класс. То есть если ученик успешно окончил, к примеру, девятый класс третьей группы, его могут перевести только в седьмой класс второй.

В случае если ученик не справляется с учебой в своей группе, его переводят, опять же по решению общины, в нижестоящую группу.

Таким образом проводится независимый отбор по всем направлениям деятельности. При этом у каждого есть возможность выбрать свой путь и достичь высоких результатов.


− Швейцария во всем мире известна демократической системой принятия решений. Пожалуйста, расскажите об этом.

− Швейцария − единственная страна в мире, в которой согласно Конституции нет столицы. Правительство, парламент и общенациональный банк размещены в Берне. Однако чтобы подчеркнуть равноправие главных городов всех кантонов, швейцарцы называют Берн лишь политической столицей.

Швейцария − федеративная республика, состоящая из двадцати кантонов и шести полукантонов. Каждый кантон имеет свои законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией.

Законодательную власть в Швейцарии осуществляет двухпалатное Федеральное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов.

Каждый кантон имеет свой парламент и органы исполнительной власти. В стране более трех тысяч общин-коммун. Все вопросы внутри коммуны принимаются избранным правлением или путем местного референдума. На уровне кантона − парламентом кантона и его правительством.

Основные решения в стране принимаются путем референдума. Для рассмотрения вопроса на референдуме достаточно десяти тысяч подписей граждан. На референдуме могут рассматриваться любые вопросы. К примеру, размер минимальной заработной платы, количество отпускных дней, пенсионный возраст и многие другие. То есть жители Швейцарии реально сами решают, как им жить. Сами решают мирным путем (!) Учитывается мнение всех жителей. И каждый гражданин Швейцарии ответственно относится к принятию собственного решения

На вопрос об увеличении минимальной заработной платы, казалось бы, все должны были проголосовать «за». Однако граждане сказали «нет»: мы еще не готовы к этому, поскольку увеличение зарплаты приведет к сокращению рабочих мест.

На вопрос об увеличении продолжительности оплачиваемого отпуска люди также сказали «нет» −бюджет, мол, не выдержит.

Официальными языками Швейцарии являются немецкий, французский, итальянский и ретороманский. А вообще люди говорят так, как им удобно. Я был свидетелем, как двое молодых парней общались в ресторане за чашкой кофе. Один говорил по-немецки, другой − по-французски. Наш гид пояснил: каждый понимает друг друга, но выражать свои мысли, свои эмоции им удобней на своем родном языке. А теперь вспомните Прибалтику, Украину −дикая враждебность к русскому языку. Откуда это все?!

Не хотел затрагивать политику, но все-таки выражу свою мысль: почему бы на Украине не создать подобную конфедерацию по типу швейцарской? Мирным путем, уважая интересы каждого человека. И принять это на референдуме. И все вопросы решать с учетом мнения всех граждан.


− Знаменитая швейцарская природа Вас впечатлила?

− Не хватает слов, чтобы описать красоту ландшафта Швейцарии: горы, долины, леса, луга, озера, водопады неописуемой красоты! Утопающие в цветах, ухоженные деревеньки и отдельные дома, тропинки, мостики подчеркивают неповторимый образ страны. Очень много скульптур, причем как старинных, так и современных. Одни призваны увековечить память известных личностей, другие − подчеркнуть традицию или обряд, существующий в данной местности, есть скульптуры с юмором, отражающие человеческие пороки.

Особый оттенок восприятию красоты придают пасущиеся на лугах швейцарские коровы с большими мелодичными колокольчиками на шеях. А утром тишину прерывают звонкоголосые швейцарские петухи.


− Как в Швейцарии относятся к русским?

− Швейцарцы хорошо знают о Суворове, Толстом, Набокове, который последние семнадцать лет жизни провел в швейцарском городе Монтрё, и многих других русских.

Отношение к современным русским туристам также очень хорошее.


− Можете вспомнить какие-то необычные истории, связанные со Швейцарией?

− Поражает точность и обязательность швейцарцев. Все делается в строго отведенное время. Невзирая ни на какие обстоятельства!

Однажды, это было зимой восемь лет назад, мы прибыли в Женеву в 23.30. В 24.00 по местным правилам аэропорт закрывается. К этому времени большинство пассажиров не успели получить чемоданы. Однако ровно в полночь конвейер с багажом был остановлен, пассажиры выдворены за пределы аэропорта, а сам аэропорт закрыт. Чемоданы были доставлены туристам в отели только к вечеру следующего дня.

Другой пример. Никита Михалков снимал фильм на озере в Женеве. Была набрана массовка, подобран реквизит и т. д. Но вдруг пошел дождь, а по сценарию должно быть солнце. Все терпеливо ждали перемены погоды. Ждут день, второй... Наконец, на третий день ближе к полудню, тучи рассеялись, появилось солнце. «Все по местам, быстро начинаем работать» − скомандовал Никита Сергеевич. Но в ответ увидел, как все расходятся с площадки. «В чем дело?! Все по местам!» − еще раз настойчиво крикнул режиссер. И в ответ услышал: «Извините, обеденный перерыв». И все ушли на обед.

Или еще: в одном из кантонов планировали строительство важной магистрали. На пути этой магистрали был небольшой пруд, в котором водились лягушки. Более пятидесяти раз вопрос о сносе пруда рассматривался парламентом. В итоге было принято решение рядом с будущей трассой построить пруд и переселить туда лягушек.


− По Вашему мнению, почему им хорошо живется?

− Жители Швейцарии много лет назад определили для себя основные принципы существования и до сих пор придерживаются их:

• Только мирное существование может быть комфортно для жизни. И они создали конфедерацию внутри страны и объявили нейтралитет во внешних отношениях.

• Каждый, создавая комфортные условия для других, в ответ сторицей получают комфорт для себя.

• Уважение к себе, к другим и к окружающему миру. Создание гармонии во всем.


Счастье − это когда человек находится в гармонии с самим собой и окружающим миром. Жители Швейцарии сами и делают себя счастливыми.

• Нерасточительность, бережное отношение ко всему созданному вызывает доверие у других. А доверие − это большая ценность! В результате появилась самая надежная банковская система, наполняющая бюджет страны.

• Логика при принятии решений, учитывается мнение каждого (!) жителя и каждый ответственно относится к выражению своего мнения.


Все просто и логично!