Испанский пленэр


Группа художников проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир» отправилась в Испанию накануне майских праздников – когда уже тепло, но еще не жарко и природа радуется, расцветая свежей зеленью.


Испанский пленэр, объединивший в этот раз двенадцать петербургских художников проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», начался с Валенсии.

Валенсия − третий по количеству жителей город Испании после Мадрида и Барселоны − очень интересна историческим центром и достопримечательностями. В частности, в готическом соборе с колокольней Мигелете хранится чаша Святого Грааля, официально признанная католической церковью в лице Папы Римского (в отличие от мистической чаши тамплиеров).

Однако этот город знаменит не только историей. В Валенсии находится один из выдающихся образцов современной архитектуры – Город искусств и наук, выполненный по проекту архитектора Сантьяго Калатравы. «Город» состоит из галереи-сада, планетария, научного музея, океанариума и оперного театра.

Оперный театр – Дворец искусств королевы Софии – внешне скорее напоминает боевой шлем. Некоторые также видят в нем гигантский глаз. Однако по задумке архитектора Дворец искусств символизирует приоткрытую раковину, внутри которой, подобно жемчужине, находится искусство. При этом центральный элемент крыши имеет лишь две точки опоры, в самом начале и ближе к середине, а остальная часть – будто свободно парит в воздухе.

Сердце театра – оперный зал на полторы тысячи зрителей. Нескольким участникам проекта «Созидающий мир» посчастливилось здесь побывать. В тот день давали оперу «Idomeneo» на музыку Моцарта.

Каждое место в темно-синем «морском» зале оснащено индивидуальным табло в спинке впереди стоящего кресла, на котором бегущей строкой транслируется либретто на испанском, английском и на языке оригинала произведения – на выбор зрителя. Очень удобно. (Только родного русского, признаться, не хватало.)

Из Валенсии группа художников отправилась в Куэнку − хорошо сохранившийся средневековый город. На площади Пласа-Майор расположен первый в Испании готический кафедральный собор. Но самое сильное впечатление в Куэнке производят «висячие дома» Касас-Кольгадас с деревянными балконами, растущие из скалы буквально над обрывом реки Уэкар. Рассказывают, что в древности такие дома были обычной частью городской архитектуры.

Следующим пунктом назначения нашей экспедиции стал Мадрид – одна из красивейших столиц не только Европы, но и всего мира.

Важнейшая достопримечательность города – «золотой треугольник искусств», в который входят Национальный музей Прадо, музей Королевы Софии (собрание картин современного искусства) и музей Тиссена-Борнемисы. Не зря говорят, что если вы не были в музее Прадо − значит вы не были в Мадриде.

Мадрид также славится грандиозной ареной для корриды Лас-Вентас. Здесь проходят бои быков, притягивающие любителей подобных зрелищ со всего мира.

Для Испании коррида – не просто кровавое зрелище. Это искусство и театр. И, конечно, традиция.

Испанские мальчишки, мечтающие стать тореро, с детства несколько лет учатся в тавромахии – школе, обучающей этому мастерству. Настоящий тореро должен обладать смелостью, силой воли и спокойствием. И главное − он должен быть способен преодолевать страх перед смертью. Поединки сначала проходят с небольшими быками, годовалыми, затем с двух- и трехлетками. Только потом успешного ученика ждет посвящение в матадоры – бой с быком старше четырех лет и весом более шестисот килограммов.

В корриде важно не просто убить быка. Этот спектакль на грани жизни и смерти обязан быть зрелищным. Помощники матадора – бандерильерос − втыкают в холку быка цветные дротики, раззадоривая животное. Конный пикадор колет в шею быка специальными пиками. Затем матадор играет с быком и закалывает его. Бой идет на равных. У быка есть все шансы убить или тяжело ранить тореро. И такое случается. Знаменитый матадор Хуан Хосе Падилья в результате неудачного боя с быком лишился глаза. Ужасающая видеозапись этой корриды облетела весь мир. Но несколько месяцев спустя отважный испанец нашел в себе силы вернуться на арену и сейчас продолжает торировать.

Тореро, «красиво» победивший быка в честном поединке, помимо денег и славы, получает от президента корриды ухо быка. Если выступление было отличным − два уха, если выдающимся – еще и хвост. С этими трофеями победитель делает круг почета по арене. Самых отважных матадоров помощники выносят с арены на плечах. Но если тореро не понравился публике – был трусливым, держался на большом расстоянии от быка или, нет хуже, побежал от противника, – его освищут, и, гонимый позором, он вряд ли выйдет на арену второй раз.

Самая важная серия боев быков – в честь городских праздников святого Исидора − проводится в мае. Но к моменту приезда нашей группы праздник еще не начался – на корриду мы не попали. Но никто особо и не жалел.

Из Мадрида художники отправились в Толедо – город с хорошо сохранившимся средневековым центром с лабиринтом извилистых мощеных улочек. Толедо также славен тем, что в течение нескольких лет здесь жил и творил Эль Греко. Здесь петербургские живописцы написали картины с видами Кафедрального собора святой Марии XV века, римского амфитеатра и замка Сан-Сервандо.

Один из дней пленэра художники посвятили городу Авила. Возведенная в граните Авила знаменита в первую очередь тем, что здесь родилась святая Тереза Авильская. Она жила во времена Сервантеса, в XVI веке, проповедовала по всей Испании, занималась богословием, основала семнадцать монастырей «босоногих кармелиток». Тереза Авильская также известна как первая испанская женщина-писатель − автор мистических сочинений. Основываясь на полученном в монастыре духовном опыте, Тереза написала пять книг, ряд стихотворений и множество писем, оказав значительное влияние на формирование испанского литературного языка. Среди испаноязычной литературы «Автобиография» Терезы Авильской занимает второе место по числу переводов на иностранные языки после «Дон Кихота». В ХХ веке Дмитрий Мережковский, увлекавшийся темой мистицизма, посвятил деятельности святой Терезы часть трилогии «Испанские мистики».

Далее живописцы «Созидающего мира» направились в Саламанку. Здесь находится один из старейших университетов Европы, основанный в XIII веке. Саламанка также связана с именем Христофора Колумба − в 1486 году перед экспедицией в Америку великий путешественник останавливался на ночлег в городском соборе святого Стефана.

Живописцы также посетили древний монастырь де Пьедра, основанный в XII веке королем Альфонсом Вторым с тридцатью цистерцианскими монахами – проповедниками христианства. Это место привлекает необычайно красивой природой – говорят, это самый красивый в Испании комплекс из водопадов, пещер, гротов и прудов.

По пути в монастырь де Пьедра художники сделали остановку в Сеговии, где смогли увидеть знаменитый возвышающийся над городом римский акведук и замок Алькасар – одну из самых грандиозных резиденций испанских правителей.

Конечной точкой маршрута живописцев стала Барселона, поразившая своих гостей истинным пиршеством цвета, света и архитектуры.




В завершении испанского пленэра 11 мая 2016 года в выставочном зале Дома России в Барселоне состоялась торжественное открытие выставки «Испания глазами русских художников».

На выставке были представлены работы Евгения Антипова, Александра Гришина, Анжелики Гришиной, Льва Дутова, Дмитрия Егупова, Александра Загоскина, Латифа Казбекова, Тиграна Малхасяна, Валерия Миронова, Татьяны Мулико, Ивана Тарасюка, Олега Харченко.

Выставка привлекла внимание множества посетителей. Президент Ассоциации художников «Саньяго Андреу» Джозеф Вальс Креус и президент международной ассоциации «Мировая палитра» Фермин Коломер дали высокую оценку представленным на открытии произведениям.

Вице-консул Генерального консульства Российской Федерации в Барселоне Виктор Петраков отметил важность подобных международных культурных мероприятий, организатором которых выступает проект Вячеслава Заренкова «Созидающий мир».