Три маски короля


15 и 16 февраля 2019 года в Самарском академическом театре оперы и балета, расположенном на самой большой площади Европы, носящей имя Валериана Куйбышева, состоялась мировая премьера балета «Три маски короля».


Идея спектакля принадлежит известному петербургскому меценату, основателю фонда «Созидающий мир» Вячеславу Заренкову. В соавторстве с балетмейстером-постановщиком Юрием Смекаловым он написал либретто и довел замысел до показа балета на большой сцене.

Музыку сочинил композитор Михаил Крылов, получивший известность после премьеры спектакля «Орр и Ора» в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь в 2017 году.

Оркестровку «масок» осуществил Даниил Пильчен, электронную аранжировку и саунд-дизайн выполнил Влад Жуков.

Дирижер-постановщик спектакля Евгений Хохлов.

Декорации и костюмы танцовщиков созданы под руководством народного художника России Вячеслава Окунева.

Действие спектакля происходит в средневековом королевстве, где все носят маски – сам король, его главный советник, министры и народ.

Ближайшее окружение правителя, пользуясь его минутной слабостью, пытается свергнуть короля и обрести всевластие в государстве.

Не желая больше носить маску, король теряет власть. На троне оказывается тиран. Королевство погружается во мрак.

Терзаемый проблемой выбора дальнейшего пути, опальный король все же находит в себе силы возобновить борьбу. Он ведет за собой восставший народ. Срывает маску с предателя. И вновь обретает величие.

Казалось бы, теперь жизнь должна наладиться. Но можно ли удержать власть и обеспечить стабильность государства, не надевая маски?.. Можно ли жить в обществе, не играя роли?.. Сколько ролей и масок предстоит сменить каждому на своем пути?..

«Три маски короля» – это философская притча. Происходящее на сцене отражает саму жизнь, притом в любые времена.

По признанию автора идеи балета Вячеслава Заренкова, спектакль поднимает вечные вопросы борьбы добра и зла, дружбы и предательства, свободы и ответственности. Главный же посыл произведения заключается в том, что каждому в итоге приходится заглянуть внутрь себя, прочувствовать собственное «я», задуматься о том, кто ты есть на самом деле, осознать противоречивость и многогранность человеческой натуры.

В мире, государстве, в компании, в семье мы носим маски-образы, мы сталкиваемся с ними постоянно. Снять все маски невозможно. В этом трагедия и правда главного героя балета-притчи. И всего человечества.

Музыка «масок» написана по классическим канонам для большого симфонического оркестра. Но при этом его звук соединен с современным электронным звучанием, что создает для зрителя эффект присутствия внутри происходящего на сцене.

«Три маски короля» – современный спектакль, в котором прослеживается тенденция отхода от традиционных стереотипов музыкальной балетной формы.

В своей постановке Юрий Смекалов отталкивается от мелодической идеи композитора. По его убеждению, современный танец призван в первую очередь говорить публике о том, что актуально для нее сегодня, вызывая тем самым ее отклик.

Благодаря оригинальной сценографии у зрителя создается ощущение объемного мира, возникает множество различных ассоциаций, связанных с разными временами, событиями и их участниками.

Но главное – после просмотра спектакля его музыка продолжает звучать в душе, призывая к жизни.