При поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир» вышли очередные 460 – 465 выпуски Энциклопедии мировой живописи

Герой 460 выпуска Кардовский Дмитрий Николаевич (Dmitry Kardovsky) (1866–1943).

Герой 461 выпуска Самокиш Николай Семёнович (Nikolay Samokish) (1860–1944).

Герой 462 выпуска Пластов Аркадий Александрович (Arkady Plastov) (1893–1972).

Герой 463 выпуска Крылов Порфирий Никитич (Porfiry Krylov) (1902–1990).

Герой 464 выпуска Добужинский Мстислав Валерианович (Mstislav Dobuzhinsky) (1875–1957).

Герой 465 выпуска Шухаев Василий Иванович (Vasiliy Shukhaev) (1887–1973).



Выпуск 460. Кардовский Дмитрий Николаевич (Dmitry Kardovsky) (1866-1943).

Дмитрий Николаевич Кардовский — известный русский, советский живописец, график и педагог, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

Оборона Севастополя
Дмитрий Николаевич Кардовский. «Оборона Севастополя», 1910 год, бумага на картоне, акварель, 68 х 82 см., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

Дмитрий Кардовский родился в деревне Осурово, в настоящее время расположенной в Переславском районе Ярославской области. После окончания Владимирской гимназии в 1886 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета (1886–1891), одновременно посещая классы изящных искусств архитектора А. Гунста. Обучался в Академии художеств (1892–1902) под руководством П. П. Чистякова и И. Е. Репина. Посещал также студию А. Гауша. В 1896–1900 годах жил и учился за рубежом, в известной школе А. Ажбе в Мюнхене, в то время бывшей одним из лучших центров преподавания живописи. В 1901 году снова обучался в Академии художеств у И. Е. Репина.

Императрица Анна Иоанновна и ее дворДмитрий Николаевич Кардовский. «Императрица Анна Иоанновна и ее двор», 1907 год, картон, гуашь, тушь, 59 х 81 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


С 1903 года Кардовский преподавал в Академии художеств, был помощником И. Е. Репина в его мастерской. С 1907 года — профессор Академии художеств, получил собственную мастерскую. С 1911 года — действительный член Академии художеств. Был одним из учредителей Нового общества художников, просуществовавшего до 1917 года. В 1918 году основал объединение художников, названное «Цех живописцев Святого Луки». В 1920 году переехал в Москву, где преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (по 1930 год), параллельно с этим, с 1922 года, работал в студии Ксаверия Павловича Чемко. С 1929 года — заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1933–1934 годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 годаДмитрий Николаевич Кардовский. «Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года», 1927 год, холст, масло, 263 х 142 см, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Декабристы на Сенатской площадиДмитрий Николаевич Кардовский. «Декабристы на Сенатской площади», 1929 год, бумага на картоне, акварель, белила, гуашь, Пермская художественная галерея


Москва в сентябре 1812 годаДмитрий Николаевич Кардовский. «Москва в сентябре 1812 года», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913 год, частное собрание

Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 годаДмитрий Николаевич Кардовский. «Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года», 1915 год, холст, масло 794 х 1200 см., Государственный Эрмитаж, С-Петербург

Солдаты Петра ВеликогоДмитрий Николаевич Кардовский. «Солдаты Петра Великого». Лист № 24 из серии «Картины по русской истории». Москва: Гроссман и Кнебель. 1908 год, бумага, хромолитография, 58,5 × 80 см, частное собрание

Выпуск 461. Самокиш Николай Семёнович (Nikolay Samokish) (1860-1944).

Николай Семёнович Самокиш — известный русский советский художник-баталист и педагог, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики.

ПрогулкаСамокиш Николай Семёнович. «Прогулка», 1883 год, холст, масло, Симферопольский художественный музей


Николай Самокиш родился в городе Нежине Нежинского уезда Черниговской губернии Российской империи. Первоначальные художественные навыки получил в гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского. В 1879–1885 годах учился в Императорской Академии художеств в классе Б. П. Виллевальде, другие учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля.

Солдат имперской охраныСамокиш Николай Семёнович. «Солдат имперской охраны», начало ХХ века, холст, масло, 62,5 х 65 см., Харьковский художественный музей


После окончания ИАХ Николай Самокиш жил в Петербурге. С 1888 года был прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, во время Первой мировой войны в качестве корреспондента выезжал на места боевых действий. После Октябрьской революции 1917 года жил в Евпатории, с 1922 года — в Симферополе. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. С 1923 года вел уроки рисования в школах, в собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной армии. Параллельно в 1924–1930 годах работал преподавателем в художественном техникуме. С 1938 года руководил батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист.

ПреследованиеСамокиш Николай Семёнович. «Преследование», 1904 год, бумага, акварель, частное собрание


Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 годаСамокиш Николай Семёнович. «Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 года», начало XX века, хромолитография, Донецкий художественный музей


Подвиг солдат генерала Н.Н.Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 годаСамокиш Николай Семёнович. «Подвиг солдат генерала Н. Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года», 1912 год, холст, масло, Музей-панорама «Бородинская битва»


На сопке после штурма. 1904Самокиш Николай Семёнович. «На сопке после штурма. 1904» 1908 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Атака Шевардинского редутаСамокиш Николай Семёнович. «Атака Шевардинского редута», 1910 год, бумага на холсте, масло, смешанная техника, Государственная Третьяковская галерея, Москва



Выпуск 462. Пластов Аркадий Александрович (Arkady Plastov) (1893-1972).

Аркадий Александрович Пластов — известный советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962).

Стадо тагилок.Пластов Аркадий Александрович. «Стадо тагилок», 1945 год, холст, масло, 200 х 210 см., поступление в 1959 году, Нижнетагильский музей изобразительного искусства


Аркадий Пластов родился в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область). С 1908 года учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Д. И. Архангельского и в мастерской И. И. Машкова. В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак и скульптор С. М. Волнухин.

Тройка (Ребятишки у речки).Пластов Аркадий Александрович. «Тройка (Ребятишки у речки)», 1937 год, холст, масло., Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск


В 1917 году вернулся на родину в Прислониху, где начал заниматься живописью. С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетались с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступали односельчане. Общая черта его картин — жанровые сцены на полотнах —никогда не существовала вне лирической русской природы. Художник при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.

Из прошлогоПластов Аркадий Александрович. «Из прошлого», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

СолнышкоПластов Аркадий Александрович. «Солнышко», 1965-1966 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

СенокосПластов Аркадий Александрович. «Сенокос», 1945 год, холст, масло, 198 × 293 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фашист пролетел.Пластов Аркадий Александрович. «Фашист пролетел», 1942 год, холст, масло, 138 x 185 см, Государственная Третьяковская галерея. Москва



Выпуск 463. Крылов Порфирий Никитич (Porfiry Krylov) (1902-1990).

Порфирий Никитич Крылов — замечательный советский художник-живописец, график, карикатурист. Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских премий (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1982).

Вечер. Стога Крылов Порфирий Никитич. «Вечер. Стога», 1963 год, картон, масло, 33,5 х 48 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»


Порфирий Крылов родился в Туле. Окончил высшее начальное училище, в течение двух лет работал на Патронном заводе и одновременно занимался в заводской изостудии под руководством Г. М. Шегаля. Затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где с 1921 по 1928 год учился у А. А. Осмеркина и А. В. Шевченко, в аспирантуре у П. П. Кончаловского.

Кукрыниксы КонецКрылов Порфирий Никитич. Кукрыниксы «Конец», 1948 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В годы учебы сдружился с М. В. Куприяновым и Н. А. Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества. Кроме того, каждый также работал и индивидуально. Наибольшую известность принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи на темы внутренней и международной жизни, а также иллюстрации к книгам, созданные в карикатурном стиле. Индивидуальное творчество самого художника развивалось одновременно с его основной работой в коллективе. Работал в живописи и графике. Писал портреты, натюрморты и современный жанр. Много писал на пленэре. Пейзажи Крылова говорят о его глубоком чувстве природы.

Кукрыниксы Бегство фашистов из Новгорода.Крылов Порфирий Никитич. Кукрыникся «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сентябрь. ПоленовоКрылов Порфирий Никитич. «Сентябрь. Поленово», 1950 год, холст, масло, Художественный музей имени П. Н. Крылова, Тула

Пейзаж ПоленовоКрылов Порфирий Никитич. «Пейзаж Поленово», 1962 год, холст на картоне, масло, 34,5 х 46,5 см., частное собрание



Выпуск 464. Добужинский Мстислав Валерианович (Mstislav Dobuzhinsky) (1875-1957).


Мстислав Валерианович Добужинский –– известный русский и американский живописец, признанный мастер городского пейзажа, художественный критик и мемуарист.

Домик в ПетербургеДобужинский Мстислав Валерианович. «Домик в Петербурге», 1905 год, Бумага, гуашь, пастель, 37 х 48,9 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва


Мстислав Добужинский родился в Новгороде. В 1889–1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе Общества поощрения художеств (1885–1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899–1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Канал Хаарлем Добужинский Мстислав Валерианович. «Канал Хаарлем», 1910 год, бумага на картоне, акварель, карандаш, 29 х 35,7 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». С 1906 года преподавал в художественной школе-студии Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге. Добужинский одним из первых оценил талант литовского художника М. К. Чюрлёниса. Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ. В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и навсегда покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом уехал во Францию, писал для Парижского театра Н. Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины. В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 — в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Садик в городеДобужинский Мстислав Валерианович. «Садик в городе», 1905 год, бумага на картоне, акварель, белила, тушь, карандаш, 30,2 x 34,5 см., частное собрание

ПетербургДобужинский Мстислав Валерианович. «Петербург», 1914 год, бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Выпуск 465. Шухаев Василий Иванович (Vasiliy Shukhaev) (1887-1973).

Василий Иванович Шухаев — замечательный русский советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.

Василий Шухаев Александр Яковлев Автопортреты (Арлекин и Пьеро)Шухаев Василий Иванович. Александр Яковлев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», 1914 год, холст, масло 210 × 142 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Шухаев родился в Москве. В 1906 окончил Строгановское художественно-промышленное училище по классу чеканки и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился у Д. Н. Кардовского. Получив академический пенсион (1912), путешествовал по Италии (1913–1914).

Полк на позицияхШухаев Василий Иванович. «Полк на позициях», 1917 год, не окончена, холст, масло, 356 х 460 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Был близок историко-ретроспективному направлению «Мира искусства», хотя и не входил в число его членов. Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. С 1921 по 1935 год жил во Франции, возглавляя вместе с А. Е. Яковлевым школу-мастерскую. В 1935 году вернулся в СССР, получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств. Участвовал в оформлении интерьеров московской библиотеки имени В. И. Ленина. В 1937 году был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного музыкально-драматического театра. Впоследствии был реабилитирован. После освобождения преподавал в Тбилисской академии художеств. В 1954 году состоялась персональная выставка Шухаева.

Портрет С. Н. АндрониковойШухаев Василий Иванович. «Портрет С. Н. Андрониковой», 1917 год, бумага, сангина, графитный карандаш, 90 × 65,2 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет Владимира МейерхольдаШухаев Василий Иванович. «Портрет Владимира Мейерхольда», 1922 год, холст, масло, 56.2 × 71.5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Е. Н. ШухаевойШухаев Василий Иванович. «Портрет Е. Н. Шухаевой», 1917 год, дерево, масло, золото, 194 x 119 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет русского певца Федора ШаляпинаШухаев Василий Иванович. «Портрет русского певца Федора Шаляпина», Париж 1934 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.
При информационной поддержке проекта Вячеслава Заренкова "Созидающий мир"

© Copyright: Студия-И

Полностью статью можно прочитать здесь:
Выпуск № 460
Выпуск № 461
Выпуск № 462
Выпуск № 463
Выпуск № 464
Выпуск № 465













Меню
Закрыть
Для работы сайта необходима поддержка JavaScript.
Пожалуйста обновите ваш браузер для работы с сайтом.