Выставка работ Евгения Антипова «Ескейпизм XXI»

Со 24 по 30 января 2019 года в Мраморном зале Этнографического музея Санкт-Петербурга прошла уникальная выставка живописный работ петербургского художника Евгения Антипова «Ескейпизм XXI».

Выставка «Ескейпизм XXI» объединила живописные работы известного петербургского художника Евгения Антипова, созданные им под эгидой международного социально-культурного проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир».
Экспозиция картин, представленных на выставке, была уникальна: большинство картин созданы художником в течении семи лет на пленэрах во многих европейских странах и разных регионах России.
Необычно и название и самой выставки «Ескейпизм XXI». Если цифру XXI пояснять не надо, то термин «эскейпизм» буквально означает уход от действительности в мир иллюзий и фантазий. «В общем-то искусство всегда было, за исключением остро социальных и публицистических произведений, бегством от реальности. Я декларирую этот традиционный принцип, и спектр «звучания» моих картин включает диапазон от романтического до мистического. Тем более, что мистическое звучание для отечественной живописи — вообще явление редкое», - рассказал художник.
Представленная в Мраморном зале выставка показала одно из уникальных направлений в развитии пленэрной пейзажной живописи России. Живописная технология Евгения Антипова восходит к старой, в чем-то романтической традиции и совсем не свойственной для современной пленэрной живописи, когда картина создается поэтапно, в несколько слоев и с использованием лессировок. В некотором смысле выставка «Ескейпизм XXI» это скрытый эстетический протест и даже вызов — культурному сообществу, ищущему в живописи радикальной новизны.

ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ АНТИПОВ


Евгений Игоревич Антипов родился 12 апреля 1958 года в Ленинграде в семье
потомственных строителей: его родители заканчивали Ленинградский инженерно-строительный институт (ныне Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет), дед был выпускником Ленинградского строительно-архитектурного техникума, а далекий пра-прадед участвовал в работах по созданию и благоустройству Летнего сада.
Все более и более увлекаясь рисованием, первые уроки в развитии навыков Евгений
получает от матери – Людмила Даниловна, яркий, разносторонне одаренный человек, объясняла основы изображения и показывала Евгению приемы работы с различным художественным материалом. Поскольку детские годы Евгения Антипова прошли в историческом центре Ленинграда – адрес его тогдашнего проживания делил расстояние между Эрмитажем и Русским музеем как раз поровну, – то регулярно вместе с дедом Евгений проводил выходные дни в музеях, что оказало несомненное влияние на его эстетические воззрения и в будущем.
Когда стало очевидным, что увлеченность изобразительным искусством имеет у Евгения Антипова устойчивый характер, Евгений решает сдавать экзамены в художественную школу – опять же, благодаря педагогически выверенной стратегии Людмилы Даниловны.
Преподавательский состав Ленинградской детской художественной школы № 4 отнесся к новому ученику с повышенным вниманием – по мнению преподавателей, уровень подготовленности Антипова был достаточным для поступления сразу во второй класс, а уже через год Ленинградское телевидение выступает с предложением съемки документального фильма о юном художнике. Несмотря на благосклонное единодушие преподавателей, уже тогда начинающий 14-летний художник сталкивается с тем, что еще сложно назвать эстетическим антагонизмом, но коллизией эстетического характера назвать вполне можно: опираясь на багаж впечатлений от музеев с традиционной, «классической» живописью, по ходу учебного процесса Евгений все отчетливее осознает в себе неприятие педагогических установок – когда вместо четкого изображения с эффектом иллюзии и визуальной достоверности поощряется манерная, с потеками акварельная живопись. Выполняя учебные задания в нужном ключе и получая пятерки, Евгений Антипов не чувствует удовлетворения: задания выполняются легко и быстро, привычные пятерки на мотивацию уже никак не влияют, а некие несформулированные задачи остаются нерешенными и уходят в глубину подсознания. Обстоятельства подобного рода можно было бы и не упоминать, если бы эти особенности подростковой ментальности не кристаллизовались в дальнейшем в идейную позицию художника и не проявились бы в творчестве Евгения Антипова, придав ему характерные, даже специфические признаки стиля.
Относясь к коллизиям юношеской поры уважительно, можно было бы назвать тот скрытый подростковый протест потребностью в сопротивлении материала. А для художника зрелого это весьма существенный аспект творчества.
Как некая альтернатива учебным заданиям возникает внеклассная, а на определенном
этапе развития художника просто необходимая, фаза – увлеченность копированием шедевров
живописи, которая в большой степени приносит будущему художнику и моральное удовлетворение, и профессиональный навык. И хотя в художественной школе копирование не
практиковалось, преподаватели в факультативном порядке поощряли эту увлеченность, давая
консультации, рекомендации, советы. В тот период юный художник делает большое количество копий, список копируемых авторов насчитывает более трех десятков имен – от мастеров эпохи Возрождения до мастеров российского классицизма.
По окончании 10-летней школы Евгений Антипов решительно намеревался поступать в Академию художеств на факультет живописи. Однако Людмила Даниловна, сама имевшая два высших образования, убеждает сына в том, что архитектура – более фундаментальная дисциплина, к тому же увлечению живописи абсолютно не противоречащая. Следуя родительским доводам, Евгений поступает на архитектурный факультет ЛИСИ. И будет благодарен судьбе за этот выбор, поскольку на кафедре живописи и рисунка тогда преподавали Николай Пятахин, Игорь Нахимов и Анатолий Булдаков – молодые инициативные выпускники Академии с основательно разработанной методологией рисунка, полностью базирующейся на аналитике, где основной упор делается на конструкцию и пластическую организацию работы.
Собственно, такая логика изображения некогда была присуща всей западноевропейской живописи, но со второй половины XIX века она начинает исчезать под натиском новых веяний и всевозможных «измов». Реанимация метода пластической организации – в наибольшей степени заслуга теоретических изысканий Николая Пятахина, профессора кафедры рисунка СПбГАСУ и идейного лидера творческого сообщества, возникшего на базе кафедры, и получившего в 1992 году название «Основа». В том же году «Основа» выставилась тридцатью работами в Мраморном дворце Русского музея. Кроме единомышленников, глубоких знаний и творческих принципов от студенческой поры у Евгения остались и незабываемые впечатления от занятий в Эрмитаже: рисовать в Эрмитаже, в этой сокровищнице искусства, было подростковой мечтой Евгения Антипова.
По окончании института Евгений вступает в Ленинградское отделение союза художников СССР, причем вступает неожиданным для себя образом: при единодушном голосовании «за». Подобные прецеденты в советскую эпоху были крайне редки, и особенно неожиданна такая реакция на художника с дипломом архитектора – в этих случаях степень предвзятости была чрезвычайно высока.
В дальнейшем творчество Антипова привлекает внимание изданий, специализирующихся на искусстве, и в 1994 году выходит антология «Три века русской живописи», куда, наряду с работами классиков прошлого, входят работы Антипова. Причем творчество Антипова привлекает внимание не только издательств: через год после выхода альбома у Евгения Антипова было похищено 17 картин, среди которых были и опубликованные. В 2003 году альбом «Три века русской живописи» был переиздан уже с другими работами Антипова, и в том же году выходит альбом «Петербургский портрет», куда были включены портреты Татьяны Казанкиной, мировой легенды и трехкратной Олимпийской чемпионки в беге, Дмитрия Васильева, двукратного Олимпийского чемпиона, президента спортивной федерации биатлона Петербурга, Тамары Николаевны Москвиной, заслуженного тренера СССР и России, Александра Фокиевича Парфенова, президента Научно-технического общества водного транспорта Северо-Западного региона.
Вообще список портретируемых выдающихся петербуржцев у Антипова достаточно
интересен и разнообразен: писатель Андрей Битов, поэт Виктор Соснора, заслуженная артистка СССР, балерина Галина Мезенцева, заслуженный артист РФ, оперный певец Петр Мигунов, заслуженный юрист РФ, вице-губернатор Ленинградской области Анатолий Александрович Смирнов, академик Владимир Иванович Фоменко, доктор физико-математических наук Леонид Александрович Майборода, лауреат государственной премии в области космоса.
С 1996 года Евгений Игоревич Антипов – член Петровской Академии наук и искусств, с 1998 года – член-корреспондент, с 2000 года – академик.
Первая персональная выставка Антипова проходила в Николаевском дворце в 1988 году, вторая, в 1998 году – в центре ЮНЕСКО (особняк барона Кельха), третья, в 2008 году, в музее-усадьбе Г. Р. Державина.
Посетители этих выставок неизменно отмечали, что современная живопись, как правило конфликтующая с архитектурными стилями прошлого, в ситуации со своеобразной эстетикой Антипова оказывалась удивительно органична для неоренессанса, классицизма, готики, барокко.
Данное обстоятельство можно трактовать и как модус творчества Евгения Антипова.
В 2000 году, после выхода в свет его книги «Век авангарда – подытожим», Евгения
приглашают на кафедру западноевропейского и русского искусства исторического факультета
СПбГУ, где он читает лекции до 2003 года, после чего его приглашают на кафедру живописи и рисунка своего родного ВУЗа – СПбГАСУ, где он преподает рисунок до 2012 года.
Творчество художника было замечено петербургским меценатом Вячеславом Заренковым, и с 2012 года Евгений был включен в проект «Мир глазами художников». Проект предполагает поездки по странам мира, где художники пишут пейзажи и достопримечательности этих стран.
Картины Евгения Антипова хранятся в частных собраниях Испании, США, Финляндии, Сербии, России. Возможно, еще в каких-то странах, поскольку из похищенных 17 картин ни одна не найдена.
Евгений Антипов награжден общественными организациями целым рядом орденов и
медалей, включен в энциклопедию знаменитых людей Петербурга и в международный справочник «Кто есть кто в России».

Меню
Закрыть
Для работы сайта необходима поддержка JavaScript.
Пожалуйста обновите ваш браузер для работы с сайтом.